Суд в уголовном процессе

суд в уголовном процессе
Статья Полномочия суда 1. Только суд правомочен: 1) признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание; 2) применить к лицу принудительные меры медицинского характера в соответствии с требованиями главы 51 настоящего   4) отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом. 2. Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения: 1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, запрета определенных действий; (в ред. Федеральных законов от N ФЗ, от N ФЗ). (см. текст в предыдущей редакции). Суд как участник уголовного процесса относится к главным субъектам процесса. Он выполняет роль стороннего лица во время рассмотрения дела, исследует представленные доказательства участников, не имеет личной заинтересованности,какого-либо отношения к той или иной стороне не испытывает. На основе представленной информации составляет для себя полную картину произошедшего и в итоге выносит распоряжение. Главный закон страны России предусматривает осуществление правосудия только судом. Он выполняет главенствующую функцию – защиту прав и свобод человека и гражданина. Содержание. Суд как участник уго. Основная функция суда в уголовном судопроизводстве — осуществление правосудия по уголовным делам. Реализуя эту функцию, суд в соответствии с принципом равноправия и состязательности сторон разрешает спор между сторонами обвинения и защиты, выступая в качестве арбитра. Статья 29 УПК регламентирует важнейшие функции и полномочия суда.

суд в уголовном процессе
3 Прокурор в уголовном процессе.
суд в уголовном процессе
Законодательная база при отводе
суд в уголовном процессе
Автореферат — бесплатнодоставка 10 минуткруглосуточно, без выходных и праздников. Асеева Елена Анатольевна. Состав суда в уголовном процессе : диссертация Глава I. Теоретические и правовые проблемы института состава суда в современном уголовном судопроизводстве России.
срок давности включения имущества в наследственную массу

Судебное разбирательство по уголовному делу Трамбицкого С.Е., ч. 1 ст. 105 УК РФ (онлайн)

Отвод судьи в уголовном процессе — мера, порой крайне необходимая. Подобная процедура позволяет защитить обвиняемого от субъективной оценки его деяния, а потерпевшему помогает восстановить справедливость в сложившейся ситуации. Отвод кого-либо из участников разбирательства имеется в виду, должностные участники, а не потерпевший с обвиняемым предусмотрен законодателем с учётом психологических особенностей человека вообще. Закон предусмотрел ситуацию, когда суд, обязанный быть максимально объективным, может вынести далеко не объективное решение, в силу каких-либо субъективных обстоятельств: личной заинтересованности или просто эмоционального неприятия какой-либо из сторон дела. Подобные ситуации нередки, поэтому в УПК содержатся статьи, рассматривающие процедуру отвода судьи при решении уголовных дел, также как это возможно в мировом или районом суде.
суд в уголовном процессе

Суд в уголовном процессе


суд в уголовном процессе
суд в уголовном процессе

Чаще всего указывается, что вопрос в порядке судебного контроля решается районным или военным судом по месту производства предварительного расследования. Так, определена подсудность, например, для рассмотрения жалобна незаконные действия бездействие , решения следователя, дознавателя или прокурора в досудебных стадиях производства ст.

В других случаях законодатель устанавливает альтернативную подсудность. Например, для получения решения суда о применении в качестве меры пресечения заключения под стражу, домашнего ареста или залога определяется подсудность этих вопросов суду по месту производства предварительного расследования или по месту задержания подозреваемого ч.

Разрешение суда на производство следственных действий осуществляется районным военным судом по месту производства предварительного расследования или по месту производства следственного действия ч.

В случаях альтернативной подсудности следователь или дознаватель вправе выбирать наиболее оптимальный вариант. При продлении сроков содержания под стражей подсудность зависит от того, на какой срок продлевается содержание под стражей: до 12 месяцев — это подсудность районного военного суда, а свыше 12 месяцев по делам об особо тяжких преступлениях — это уже подсудность суда среднего звена или окружного военного суда ч.

Особым образом регулируется и подсудность различных вопросов, возникающих в стадии исполнения приговора ст. В этой стадии законодатель выделяет следующие основные правила подсудности того или иного вопроса:. Подсудность уголовных дел в известной мере связана и с составом суда.

Уголовные дела, а также иные вопросы, разрешаемые судом при производстве по уголовному делу, могут рассматриваться в единоличном или коллегиальном составе судей. Коллегиальный состав судей может включать как профессиональных судей, так и профессионального судью и присяжных заседателей, но состав судей в конкретном судебном заседании должен быть законным.

Создание суда на основании закона является требованием и международного права. Это означает, что каждый из судей и присяжных заседателей, участвующих в рассмотрении данного дела, должен быть назначен в установленном законом порядке.

Кроме того, не должно быть обстоятельств, исключающих участие кого-либо из них в уголовном судопроизводстве ст. Состав суда различается в зависимости от того, какой суд рассматривает дело, какова степень тяжести рассматриваемого преступления , в какой инстанции рассматривается дело в данный момент производства.

Суд первой инстанции может действовать в составе одного судьи , единолично рассматривающего уголовное дело; в составе трех профессиональных судей или в составе профессионального судьи и 12 присяжных заседателей. В первой инстанции единолично судьей рассматриваются все дела, подсудные мировым судьям.

В федеральных судах единолично судьями рассматриваются практически все уголовные дела, за исключением тех, по которым процессуальный закон допускает возможность коллегиального рассмотрения.

В коллегиальном составе из трех профессиональных судей рассматриваются уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, если обвиняемый до назначения судебного заседания заявляет соответствующее ходатайство п.

В таких случаях один из судей председательствует в судебном заседании и наделяется соответствующими полномочиями ст.

При рассмотрении некоторых уголовных дел, подсудных судам среднего звена, по ходатайству обвиняемого суд может рассматривать уголовное дело в составе профессионального судьи он является председательствующим и 12 присяжных заседателей п. Вышестоящие судебные инстанции также могут иметь как единоличный, так и коллегиальный состав.

В единоличном составе судьей районного суда осуществляется проверка судебных решений только мирового судьи в апелляционном порядке. Во всех иных случаях вышестоящие инстанции действуют в коллегиальном составе. Кассационная инстанция действует всегда в составе не менее трех судей, а единственная надзорная инстанция в лице Президиума Верховного Суда РФ проверяет судебные решения в составе большинства членов президиума ч.

Судебный контроль в досудебных стадиях и в стадии исполнения приговора , как правило, судьи осуществляют единолично. Исключением является только дача заключения о наличии признаков преступления при возбуждении уголовного дела или решении вопроса о привлечении в качестве обвиняемого отдельных категорий лиц п.

При этом распределение уголовных дел между судьями и назначение конкретного судьи в состав суда при рассмотрении данного дела в каждом из судов осуществляет председатель данного суда. Составы коллегий из трех судей в Верховном Суде РФ или судах среднего звена для принятия заключений и решений в порядке судебного контроля в досудебных стадиях при производстве по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, в частности судей, ежегодно утверждаются соответственно Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационной коллегией судей субъекта РФ п.

Понятие прокурора как участника уголовного судопроизводства определено в УПК. Правовой статус прокурора в уголовном судопроизводстве определяется совокупностью норм не только УПК, но и названного Закона.

Место прокурора в системе органов государственной власти пока недостаточно четко определено в законе. В Конституции РФ прокуратуре посвящена ст. Прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, а также выполняет иные функции, установленные федеральными законами ч.

Под надзором прокуратуры находится и значительная часть уголовно-процессуальной деятельности: исполнение законов органами исполнительной власти , осуществляющими дознание и предварительное следствие. В сфере уголовного судопроизводства на прокуратуру возложено осуществление уголовного преследования и государственного обвинения в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством, участие в рассмотрении дел судами , принесение в вышестоящие суды представлений на противоречащие закону приговоры , определения и постановления судов ч.

Из этого следует, что прокурор участвует в любой стадии уголовного процесса в пределах полномочий, определенных в УПК применительно к каждой из них. В досудебных стадиях основу полномочий прокурора определяет его надзорная функция.

До г. Прокурор мог самостоятельно возбуждать уголовное дело и направлять его следователю или дознавателю или давал согласие следователю или дознавателю на возбуждение уголовного дела. Он мог давать лицам, ведущим следствие, необходимые и обязательные для них указания. Прокурор мог присутствовать при производстве процессуальных действий, а также проводить следственные действия.

В указанных в УПК случаях прокурор давал согласие на действия или решения следователя или дознавателя. Прокурор проверял законность их решений и мог отменять или изменять их; мог возвращать дело на доследование, указывая выявленные нарушения и ошибки. Совмещение разных по целям и содержанию видов деятельности, включающих и непосредственное участие, контроль и надзор за деятельностью следователей, не могло не снижать их эффективность , в связи с чем неоднократно высказывалось предложение разделить функции надзора за законностью расследования и процессуального руководства им.

Полномочия прокурора были существенно изменены в результате поправок, внесенных в УПК федеральными законами от 5 июня г. В отношении предварительного следствия прокурор освобожден от полномочий процессуального руководства деятельностью следователя.

Процессуальное руководство следствием возложено на руководителей следственных органов, о чем будет сказано ниже, а прокурор выполняет только надзорные полномочия. В отношении дознания прокурор сохранил полномочия по процессуальному руководству, в том числе право давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, о производстве необходимых процессуальных действий п.

Прокурор решает вопрос об отводе или самоотводе дознавателя; вправе отстранить дознавателя от дальнейшего производства дознания, если им допущено нарушение процессуального закона п. Прокурор утверждает постановления дознавателя о прекращении уголовного дела п.

Для понимания современной роли и процессуального положения прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства в отношении следствия и дознания особое значение приобретает выявление сути его надзорной функции. Предмет прокурорского надзора в этих стадиях составляет обеспечение: прав и свобод человека и гражданина , установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях , выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность , дознание и предварительное следствие ст.

Процессуальные полномочия прокурора в досудебных стадиях процесса обусловлены как собственными задачами уголовного процесса, так и задачами по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и следствия. В стадии возбуждения уголовного дела прокурор осуществляет надзор за своевременным приемом и регистрацией заявлений и сообщений о совершенном или готовящемся преступлении.

В случае самостоятельного выявления фактов нарушений уголовного законодательства прокурор вправе вынести постановление о направлении соответствующих материалов в органы следствия или дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и уголовном преследовании п.

Прокурор утратил право самостоятельно возбуждать уголовное дело и право давать согласие следователю, дознавателю на возбуждение уголовного дела, но сохранил право надзора за законностью решений следователя и дознавателя по этому вопросу.

Он может отменять решения о возбуждении уголовного дела или оботказе в возбуждении уголовного дела, если признает их незаконными ч. Надзорные полномочия прокурора сохраняются и в ходе следствия. Действия и решения следователя могут быть обжалованы прокурору ст.

Следователь и дознаватель обязаны направлять ему копии основных решений, принимаемых по делу в ходе расследования. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела ч. Наиболее важной для реализации надзорных полномочий прокурора является его процессуальная деятельность по делу, поступившему с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением ст.

Прокурор вправе, выявив нарушения, возвратить дело следователю или дознавателю для доследования. Федеральным законом от 29 июня г. Однако, в отличие от дознания, непосредственно давать указания по ходу следствия, непосредственно участвовать в следственных действиях прокурор теперь не может.

Такого рода полномочия остались у прокурора только относительно дознания, о чем более подробно будет сказано ниже. Наиболее значимой для уголовного судопроизводства является деятельность прокурора в судебных стадиях процесса.

Здесь процессуальная роль прокурора определяется необходимостью реализовать уголовное преследование и обеспечить поддержание государственного обвинения в суде.

Поэтому в судебных стадиях прокурор участвует как сторона обвинения ст. Он участвует в рассмотрении дела, представляет суду доказательства обвинения, опровергает доказательства и доводы, приводимые в защиту подсудимого. Приносит представления на незаконные, необоснованные и несправедливые приговоры или иные решения суда в вышестоящие судебные инстанции и участвует при их рассмотрении.

Кроме того, в порядке и пределах, определенных процессуальным законодательством, прокурор вправе обращаться в суд с заявлением или вступать в дело в любой стадии процесса и в том случае, если требуется защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства ч. Например, он может по своей инициативе заявлять гражданский иск в уголовном деле в защиту интересов несовершеннолетнего потерпевшего или иного лица, которые в силу различных причин не могут самостоятельно защищать свои права и законные интересы ч.

Прокурор может обращаться в вышестоящие судебные инстанции с представлением об отмене или изменении приговора, если выявит допущенные нарушения закона. Прокурор участвует в судебных заседаниях при рассмотрении судом жалоб граждан в досудебных стадиях процесса в порядке ст.

Более детально полномочия прокурора в каждой из стадий уголовного процесса, порядок его процессуальных действий и принятия им процессуальных решений будут рассмотрены в соответствующих главах учебника. Значительная роль в осуществлении функции обвинения в уголовном судопроизводстве принадлежит следователю.

Следователь — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК п. Следователи организационно входят в состав различных ведомств.

Расследование наиболее тяжких и опасных преступлений возложено на следователей Следственного комитета РФ п. Значительный состав следователей сосредоточен в следственных органах МВД России, расследующих большую часть преступлений п.

Следователи действуют также в составе органов Федеральной службы безопасности , органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, расследуя дела, отнесенные к их компетенции п. Независимо от ведомственной принадлежности все следователи наделяются для осуществления функции обвинения одинаковыми процессуальными полномочиями и процессуальной самостоятельностью ч.

Одним из важных полномочий следователя является его право самостоятельно возбуждать уголовные дела п. Следователь принимает возбужденное им уголовное дело к своему производству и осуществляет его расследование. В случаях, предусмотренных законом , он может передать возбужденное им дело руководителю следственного органа для направления его по подследственности, а руководитель следственного органа может передать ему уголовное дело, возбужденное другим следственным органом, для расследования.

Приняв дело к производству, следователь самостоятельно направляет ход расследования, определяет, какие следственные и иные процессуальные действия необходимо совершить, сроки их проведения если они прямо не установлены в законе , их последовательность. Для установления обстоятельств дела следователь наделяется правом вызывать любое лицо для допроса в качестве свидетеля или для дачи заключения в качестве эксперта, производить осмотр, обыск , освидетельствование , следственные эксперименты , назначать экспертизу и другие предусмотренные законом следственные действия.

Он вправе требовать от учреждений, предприятий и организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, производства ревизии. Также самостоятельно следователь принимает и необходимые процессуальные решения по делу.

Он может осуществлять задержание подозреваемого, применять меры пресечения и иные меры процессуального принуждения, привлекать лицо в качестве обвиняемого, признавать лицо потерпевшим , гражданским истцом и ответчиком, приостанавливать следствие, прекращать дело или направлять его через прокурора в суд. Самостоятельность следователя по производству отдельных процессуальных действий или принятию ряда процессуальных решений ограничена только в тех случаях, когда закон предписывает необходимость получения разрешения суда ст.

В ходе следствия следователь вправе давать органам дознания поручения о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-розыскных мероприятий по данному делу, исполнении органами дознания постановлений о задержании, приводе, аресте , о производстве иных процессуальных действий. Такого рода поручения, данные следователем в соответствии с предписаниями УПК, обязательны для исполнения органами дознания.

Следователь может также получать содействие органов дознания при производстве отдельных процессуальных действий п. При проведении следствия следователь вправе принимать меры по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и вносить в соответствующие организации представление, подлежащее обязательному рассмотрению.

О принятых мерах следователь должен быть уведомлен не позднее одного месяца со дня вынесения представления ч. Следователь несет ответственность за законность своих действий и решений, за качество проведенного следствия. Выполнение им функции обвинения не в коей мере не означает, что он вправе действовать исключительно односторонне, только в интересах обвинения.

Необходимость вести расследование преступлений всесторонне, полно и объективно вытекает из самого принципа состязательности судебного разбирательства , в силу которого следователь должен предвидеть все возражения защиты и уметь обосновать свои выводы с учетом этих возражений.

На необходимость полного, всестороннего и объективного расследования указывается и в других статьях УПК ст. Следователь обязан соблюдать права всех участников процесса, в равной мере обеспечивая как защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления, так и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод ст.

Процессуальная самостоятельность следователя является важной гарантией успешного выполнения им функции обвинения. Этому способствует право следователя оценивать собираемые доказательства по внутреннему убеждению, самостоятельно решать вопрос об их достаточности для принятия того или иного решения.

Однако гарантией качественного расследования уголовных дел является и право руководителя следственного органа или прокурора в установленном законом порядке выявлять недостатки следствия, давать процессуальные указания по делу, отменять решения следователя, возвращать ему дело для производства доследования ст.

Поэтому принципиальное значение приобретает регулирование уголовно-процессуальным законом взаимоотношений следователя с руководителем следственного органа и прокурором.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу, данные следователю в письменном виде, обязательны для исполнения следователем. Следователь вправе обжаловать их руководителю вышестоящего следственного органа, но по общему правилу это не приостанавливает их исполнения.

Исключения из этого правила, связанные с обеспечением внутреннего убеждения следователя, прямо и исчерпывающе указаны в законе ч. К числу таких вопросов относятся: 1 изъятие уголовного дела и передача его другому следователю; 2 привлечение лица в качестве обвиняемого; 3 квалификация преступления ; 4 объем обвинения; 5 избрание меры пресечения; 6 производство следственных действий, которые допускаются только по судебному решению; 7 направление дела в суд; 8 прекращение дела.

Если указания руководителя следственного органа касаются этих вопросов, обжалование следователем таких указаний приостанавливает их исполнение до рассмотрения жалобы и письменных возражений следователя руководителем вышестоящего следственного органа.

Последствия рассмотрения возражений следователя руководителем вышестоящего следственного органа в действующем законодательстве регулируются недостаточно четко. Ранее закон предусматривал, что в случае несогласия следователя с указаниями прокурора он мог обратиться к вышестоящему прокурору, который, рассмотрев возражения следователя, или отменял указания нижестоящего прокурора, или передавал дело другому следователю.

В действующей редакции ч. И можно полагать, что в случае согласия вышестоящего руководителя с указаниями, данными следователю нижестоящим руководителем, следователь вынужден будет выполнять их, даже вопреки своему внутреннему убеждению. В противном случае он вынужден будет обжаловать далее по инстанциям решения и всех последующих руководителей, пока не дойдет до руководителя высшего следственного органа в данной ведомственной системе, чье решение станет окончательным ч.

Требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, также могут вызвать несогласие следователя. Но в этом случае оспорить указания прокурора он может только путем представления письменного возражения руководителю следственного органа, который должен будет проинформировать об этом прокурора ч.

Прокурор обязан рассмотреть представленную информацию и принять по ней решение, в том числе он может обратиться к руководителю вышестоящего следственного органа с тем же требованием об устранении выявленных им нарушений закона. Окончательное решение по оспариваемым указаниям принимают Председатель Следственного комитета РФ или соответствующие руководители следственных органов федеральных органов исполнительной власти , а также Генеральный прокурор РФ, чье решение дальнейшему обжалованию не подлежит ч.

Следует отметить, что подобные ситуации крайне редки в следственной практике. Руководитель следственного органа появился в числе участников уголовного процесса на стороне обвинения вместо начальника следственного отдела в результате изменений, внесенных 5 июня г.

Однако федеральными законами от 3 декабря г. Независимо от того, в каком из ведомств и на каком организационном уровне действует должностное лицо, какое из следственных подразделений оно возглавляет, его процессуальные полномочия как руководителя следственного органа определены ст.

Объем процессуальных полномочий предопределен функцией процессуального руководства. Анализируя положения ст. Полномочия по распределению уголовных дел между следователями. Руководитель следственного органа уполномочен поручать производство следствия любому следователю своего следственного подразделения.

Он может перераспределять уголовные дела, изымая дело из производства одного следователя и передавая его другому. При этом руководитель обязан указать основания передачи дела.

Вопрос о перераспределении дел между следователями может возникать, например, в случае заявления следователю отвода или его самоотвода, разрешение которых отнесено к компетенции руководителя следственного органа п.

Руководитель вправе отстранять следователя от дальнейшего производства расследования и в случаях, когда им допущено грубое нарушение уголовно-процессуального закона п.

При необходимости руководитель следственного органа может поручать расследование дела нескольким следователям, создавая для этого следственную группу, и может в ходе следствия изменять ее состав п. В отдельных случаях руководитель следственного органа вправе принимать к своему производству сообщения о преступлениях или уголовное дело.

В таком случае он пользуется всеми правомочиями следователя ч. Полномочия по проверке возбуждения дела и хода расследования. Руководитель следственного органа наделен правом проверять материалы проверки сообщения о преступлении или уголовного дела в ходе следствия, оценивать законность и обоснованность действий и решений следователя п.

Такую проверку он обязан осуществлять и в тех случаях, когда закон предписывает ему давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий, требующих разрешения суда, или ходатайства о разрешении суда на применение мер процессуального принуждения п. Контроль качества расследования и законности и обоснованности решений следователя с г.

Полномочия по руководству ходом расследования и своевременному исправлению ошибок и нарушений закона, допущенных следователем. Проверка материалов дела и принимаемых следователем решений по делу осуществляется руководителем следственного органа для того, чтобы своевременно выявить нарушения или ошибки следователя, предупредить их или, в случае необходимости, принять меры к их исправлению.

Основным полномочием руководителя в таких ситуациях является его право давать следователю письменные и обязательные для исполнения указания п. Эти указания могут касаться направления расследования, например выдвижения или проверки дополнительных версий, проверки отдельных обстоятельств дела в целях устранения противоречий или сомнений, поручения органам дознания оперативно-розыскных мероприятий, производства тех или иных следственных действий, направленных на собирание новых или проверку имеющихся в деле доказательств.

Руководитель следственного органа вправе давать следователю указания и о разрешении тех или иных правовых вопросов по делу, требующих оценки доказательств и обстоятельств дела по внутреннему убеждению, например указания о привлечении лица в качестве обвиняемого, об объеме обвинения и квалификации деяния, об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения п.

Как отмечалось выше, такого рода указания могут быть оспорены следователем, что приостанавливает их исполнение. Следователь при этом вправе представить свои возражения руководителю вышестоящего следственного органа, отстаивая, таким образом, собственное внутреннее убеждение по данному вопросу. К полномочиям по руководству ходом расследования, на наш взгляд, относятся и полномочия руководителя по обеспечению соблюдения следователем сроков расследования, и право продлевать их в случае необходимости п.

Наряду с правом давать указания следователю руководитель следственного органа наделен и более существенными властными полномочиями, которых ранее не имел начальник следственного отдела.

Руководитель следственного органа впервые наделен правом отменять незаконные или необоснованные постановления следователя п. Полномочия по защите процессуальной самостоятельности следователя. Наряду с полномочиями по процессуальному руководству следствием руководители следственных органов получили полномочия, которые позволяют им выступать определенными гарантами процессуальной самостоятельности следователя.

В такой роли выступает руководитель следственного органа при рассмотрении требований прокурора обустранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.

Следователь вправе не согласиться с оценкой его действий или решений прокурором и представить руководителю свои письменные возражения.

Руководитель следственного органа в течение пяти дней рассматривает требования прокурора и возражения следователя и принимает одно из решений: отменяет незаконное решение следователя и сообщает прокурору об устранении нарушения или информирует прокурора о несогласии с его требованиями ч.

С последним прокурор может не согласиться и вправе обратиться с аналогичными требованиями к руководителю вышестоящего следственного органа в порядке ч. Следователь вправе, как уже отмечалось выше, не согласиться с указаниями руководителя следственного органа и представить свои возражения на них и материалы уголовного дела руководителю вышестоящего следственного органа.

Руководитель вышестоящего следственного органа принимает соответствующее решение по данному спору. Кроме того, он наделен правом отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа п. Таким образом, положения ч.

Органы дознания. Значительную роль в расследовании преступлений и выполнении процессуальной функции обвинения играют органы дознания. К ним законодатель относит различные органы исполнительной власти и ряд должностных лиц, для которых уголовно-процессуальная деятельность не является их единственной и основной функцией, как, например, для следователя.

Они вступают в уголовный процесс только в случаях и в пределах, прямо предусмотренных уголовно-процессуальным законом. Иные полномочия, возлагаемые на органы дознания федеральным законодательством, могут быть связаны с уголовным процессом например, административная, оперативно-розыскная, охранная деятельность , но осуществляются ими вне уголовного процесса.

Следовательно, участниками уголовного процесса органы дознания являются лишь в той части своих полномочий, которые прямо предписаны процессуальным законом.

К органам дознания относятся прежде всего органы исполнительной власти , которые наделены в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности п. Такими полномочиями в настоящее время наделены органы внутреннихдел РФ, Федеральной службы безопасности РФ , Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы исполнения наказаний и некоторые другие.

Кроме того, к органам дознания относятся органы Федеральной службы судебных приставов п. К органам дознания законодатель относит и командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов п. И еще одну группу составляют органы государственного пожарного надзора противопожарной службы п. Органам дознания уголовно-процессуальный закон предписывает три вида процессуальной деятельности:.

Органы дознания проводят расследование уголовных дел в порядке, предусмотренном гл. Это, как правило, дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, прямо перечисленные в ч. Дела распределяются между органами дознания с учетом основных функций, которые они выполняют, о чем свидетельствуют предписания ч.

Например, командиры воинских частей осуществляют дознание по делам, перечисленным в ч. Выполняя свои основные функции, органы дознания могут первыми обнаруживать совершенное или готовящееся преступление и принимать меры к его пресечению.

В таких ситуациях важно принять необходимые процессуальные меры к сохранению и закреплению имеющихся доказательств , независимо от того, кому будет в дальнейшем подследственно дело о данном преступлении. Поэтому орган дознания и наделяется правом в пределах полномочий, определенных ч. Например, по письменному поручению следователя орган дознания может выполнять отдельные следственные действия по делу, расследуемому следователем.

Этот вид процессуальной деятельности органов дознания прямо не указан в ст. Кроме перечисленных органов дознания, в определенных ситуациях некоторые процессуальные полномочия могут приобретать и иные должностные лица, которые также названы законодателем в ст.

К их числу отнесены: 1 капитаны морских и речных судов , находящихся в дальнем плавании, — по делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2 руководители геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения иных органов дознания, — по делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3 главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений ч.

Перечисленные должностные лица, так же как и органы дознания, вправе возбуждать уголовное дело и выполнять неотложные следственные действия, но производить дознание в полном объеме они не могут.

Начальник подразделения дознания. Данный участник уголовного процесса впервые появился вследствие изменений, внесенных в УПК Федеральным законом от 6 июня г. Это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель п.

Следует отметить, что далеко не все органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность и согласно п. Такие подразделения создаются прежде всего в органах внутренних дел, поскольку они расследуют значительное количество преступлений в форме дознания.

Поэтому и начальник подразделения дознания, наделенный процессуальными полномочиями, может быть только там, где такие специализированные подразделения созданы. Он осуществляет процессуальное руководство дознавателями. Его следует отличать от начальника органа дознания, который есть в каждом органе дознания и руководит им.

Начальник органа дознания — это должностное лицо органа дознания в том числе заместитель начальника органа дознания , уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий и осуществлять иные процессуальные полномочия, предусмотренные УПК п. Процессуальное положение начальника подразделения дознания имеет некоторое сходство с процессуальным положением руководителя следственного органа и состоит в процессуальном руководстве деятельностью дознавателей, но объем его полномочий значительно уже.

Начальник подразделения дознания вправе распределять нагрузку между дознавателями и поручать дознавателю проверку сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях и принятие соответствующего решения по этим сообщениям. Он может поручать дознавателю производство неотложных следственных действий или производство дознания по уголовному делу, может изымать дела у одного дознавателя и передавать другому с указанием оснований такой передачи.

В случае необходимости начальник подразделения дознания может сам возбуждать уголовное дело, принимать его к своему производству и производить дознание в полном объеме. При этом он пользуется полномочиями дознавателя.

Кроме того, он может создавать группу дознавателей для расследования преступления и руководить ею ч. Осуществляя контроль процессуальной деятельности дознавателей, начальник подразделения дознания может проверять материалы уголовного дела, давать дознавателю указания о направлении расследования или о производстве отдельных следственных действий, о применении к подозреваемому меры пресечения, о квалификации преступления и объеме обвинения.

Он может также отменять постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу, вносить прокурору ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Указания начальника подразделения дознания даются в письменном виде и по всем вопросам обязательны для исполнения дознавателем.

Дознаватель может не согласиться с указаниями начальника подразделения дознания и обжаловать их начальнику органа дознания или прокурору, но это не приостанавливает их исполнения ч. Начальник подразделения дознания осуществляет определенное процессуальное руководство дознавателями, но полнота властных полномочий принадлежит все же прокурору: только прокурор может отменять незаконные и необоснованные постановления дознавателя, утверждать обвинительный акт или постановление о прекращении дела, возвращать дело дознавателю для доследования и т.

Дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные процессуальные полномочия п.

Лицом, правомочным осуществлять уголовно-процессуальную деятельность, являются дознаватели, включенные в состав соответствующего подразделения дознания. Но, как уже отмечалось выше, такие специализированные подразделения создаются не во всех органах дознания.

Кроме того, начальник органа дознания вправе возложить полномочия дознавателя и на любое иное должностное лицо, входящее в оперативный состав органа дознания ч. При этом уголовно-процессуальный закон устанавливает очень важное ограничение: полномочия по проведению дознания не могут быть возложены на то лицо, которое проводило или продолжает проводить оперативно-розыскные мероприятия по данному уголовному делу ч.

Как субъект уголовного процесса, дознаватель наделяется процессуальными полномочиями, указанными в ч. При производстве дознания дознаватель вправе, в пределах и порядке, установленных процессуальным законом, осуществлять необходимые следственные и иные процессуальные действия по уголовному делу, принимать процессуальные решения, осуществлять иные полномочия.

Однако его решения в случаях, предусмотренных в законе, требуют согласия начальника органа дознания или прокурора, а также судебного решения. При этом и указания прокурора, и указания начальника органа дознания обязательны для исполнения дознавателем.

Его несогласие с ними позволяет обжаловать их, но не приостанавливает их исполнения. Поэтому дознаватель в своей процессуальной деятельности не обладает такой процессуальной самостоятельностью, которая есть у следователя. Более подробно полномочия и деятельность дознавателя рассматриваются в соответствующих главах настоящего учебника.

Кроме должностных лиц и органов, ведущих уголовный процесс , на стороне обвинения участвуют и лица, отстаивающие свои интересы, нарушенные преступлением : потерпевший , гражданский истец и др. Потерпевшим является физическое лицо , которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред , а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда ст. Конституция РФ устанавливает, что права потерпевших от преступлений охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба ст. В соответствии с этим конституционным положением в УПК записано, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений п.

Конституционный Суд РФ указал, что право на судебную защиту, по смыслу ч. В УПК со всей определенностью выражено право потерпевшего обжаловать процессуальные решения, а также действия бездействие должностных лиц и органов, преграждающие ему право на судебную защиту и затрагивающие его интересы ст.

Лицу может быть отказано в признании потерпевшим только в том случае, если его права и законные интересы не были непосредственно нарушены преступлением, в связи с которым проводится расследование по делу, о чем выносится постановление.

Проявляется тенденция к повышению роли потерпевшего и его влияния на ход и принимаемые по делу решения не только по делам частного, но и по делам публичного обвинения. Так, по заявлению потерпевшего дело публичного обвинения небольшой или средней тяжести может быть прекращено ввиду примирения потерпевшего с обвиняемым ст.

Несоблюдение процессуальных прав потерпевшего Верховный Суд РФ рассматривает как существенное нарушение закона, влекущее отмену приговора. Основанием для признания лица потерпевшим является наличие данных, дающих основание полагать, что преступлением причинен вред потерпевшему.

Решение о признании лица потерпевшим принимается либо по его заявлению, либо по инициативе органов предварительного расследования при наличии любого вида вреда. В момент вынесения постановления о признании лица потерпевшим факт причинения вреда преступлением может быть еще не доказан, однако наличие данных о том, что преступлением нанесен тот или иной вид вреда, достаточно для признания лица потерпевшим.

Признание его таковым дает возможность использовать права, предоставленные потерпевшему для защиты своих интересов. Следует обратить внимание на то, что при производстве по уголовным делам частного обвинения сам факт подачи заявления потерпевшим и принятия мировым судьей дела к своему производству является основанием наделения потерпевшего процессуальными правами частного обвинителя ч.

С момента признания лица потерпевшим он является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения и приобретает широкие права для защиты своих прав и законных интересов. Процессуальные права потерпевший физическое лицо может реализовывать как самостоятельно, так и наряду с представителем, которым могут быть не только адвокаты договорное представительство , но и законные представители представительство в силу прямого указания закона.

Конституционный Суд РФ указал, что ч. При этом от услуг представителя он вправе отказаться, за исключением тех случаев, когда вместе с ним или вместо него в деле участвует законный представитель ввиду недееспособности или ограниченной дееспособности потерпевшего.

В случае признания потерпевшим юридического лица осуществление его прав возлагается на лицо, правомочное в соответствии с ГК представлять его интересы ст.

По постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего может быть допущен один из близких родственников или иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший. Для признания лица потерпевшим важное значение имеет установление вида, характера и размера причиненного преступлением вреда.

Физическим вредом является причинение гражданину телесных повреждений, расстройства здоровья и физических страданий. Имущественный вред может быть выражен в лишении лица принадлежащих ему материальных благ, имущества, ценностей, денег.

Моральный вред может быть причинен оскорблением, унижением чести и достоинства, нравственными страданиями гражданина. Это может быть дискредитация, подрыв авторитета, деловой репутации юридического лица. Для судебной защиты потерпевшего важное значение имеет установление обстоятельств преступления и причинения непосредственно этим преступлением вреда потерпевшему.

Поэтому характер и размер вреда подлежит доказыванию по делу в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства ст. В связи с этим наделение потерпевшего широкими правами направлено на обеспечение возможности активно участвовать в установлении обстоятельств дела. В целях создания необходимых условий для осуществления потерпевшим предоставленных ему прав и исполнения процессуальных обязанностей, руководствуясь положениями ст.

По делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть потерпевшего, его правами наделяется один из его близких родственников п. Данное положение не может рассматриваться как исключающее возможность наделения процессуальными правами потерпевшего более одного близкого родственника лица, чья смерть наступила в результате преступления.

Если преступлением затрагиваются права и законные интересы сразу нескольких лиц, являющихся близкими родственниками погибшего, и они настаивают на предоставлении им прав потерпевшего, эти лица могут быть признаны потерпевшими с обязательным приведением мотивов такого решения.

При этом, принимая во внимание, что перечень близких родственников, указанный в законе, является исчерпывающим, родственники, не названные в п. Потерпевший вправе требовать возмещения имущественного и морального вреда в том числе в денежном выражении , а также расходов , понесенных в связи с его участием при производстве предварительного расследования и судебном рассмотрении дела, включая расходы на представителя.

В соответствии с законом потерпевший также вправе обращаться в суд с заявлением о присуждении компенсации при нарушении его права на осуществление судопроизводства в разумный срок.

В целях защиты потерпевшего, а также его близких родственников предусмотрены меры государственной защиты в связи с их участием в производстве по данному уголовному делу, а также меры, принимаемые по правилам УПК ч. Потерпевший как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения пользуется всеми правами стороны в состязательном процессе ст.

При этом надо иметь в виду, что обеспечение защиты прав и законных интересов потерпевшего на предварительном расследовании призваны осуществлять следователь, дознаватель, руководитель следственного органа и прокурор — государственный обвинитель. К правам потерпевшего относятся: право знать формулировку предъявленного обвиняемому обвинения; давать показания, в том числе на родном языке или языке, которым он владеет, пользоваться помощью переводчика бесплатно; иметь представителя.

Потерпевший также вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы; участвовать в производстве следственных действий, проводимых по его ходатайству или ходатайству его представителя, знакомиться с протоколами этих действий и подавать на них замечания.

В случае проведения по делу судебной экспертизы, назначенной по ходатайству потерпевшего, он вправе знакомиться не только с самим постановлением, но и с заключением эксперта.

Кроме того, потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами уголовного дела по окончании предварительного расследования независимо от формы окончания , получать копии основных процессуальных актов; участвовать в предварительном слушании дела в суде первой инстанции, в том числе в связи с заявлением ходатайства об исключении доказательства из дела как недопустимого.

Являясь стороной обвинения, потерпевший вправе поддерживать обвинение и выступать в судебных прениях при судебном разбирательстве уголовного дела. При отказе прокурора — государственного обвинителя от обвинения суд связан его позицией при принятии решения о прекращении производства по делу полностью или частично, но потерпевший вправе продолжать отстаивать свои права путем принесения жалоб в вышестоящий суд на данное судебное решение, принятое в связи с отказом прокурора от обвинения.

Потерпевший вправе приносить жалобы на приговор, определение, постановление суда, в том числе в связи с мягкостью назначенного подсудимому наказания или необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, а также знать о принесенных по делу жалобах на судебные решения, подавать на них возражения, принимать участие в судебном заседании суда вышестоящих судебных инстанций и обжаловать действия и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда.

При этом одновременное участие в деле законного представителя и представителя потерпевшего не лишает его самого указанных прав. Потерпевший дает показания по правилам допроса свидетеля , поэтому за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний потерпевший несет ответственность в соответствии со ст.

Вместе с тем в силу ст. Если же потерпевший согласился давать такого рода показания, он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе в случае его последующего отказа от этих показаний см. Потерпевший при производстве по уголовному делу несет обязанности: являться по вызову дознавателя, следователя и в суд и давать правдивые показания; не разглашать данные предварительного расследования; по требованию органов расследования представлять находящиеся у него документы и предметы, имеющие значение для дела; в случае необходимости представлять образцы для сравнительного исследования и подвергаться освидетельствованию ; соблюдать порядок в судебном заседании.

В случае неявки потерпевшего по вызову без уважительных причин он может быть подвергнут приводу ст. При отказе от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний, а также за разглашение данных предварительного расследования потерпевший может быть привлечен к уголовной ответственности.

Процессуальное положение гражданского истца, как одного из участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, вытекает из самой возможности совместного рассмотрения уголовного дела и гражданского иска. Соединение гражданского иска с уголовным делом облегчает установление оснований для удовлетворения или отказа в гражданском иске, дает возможность суду в одном судебном разбирательстве рассмотреть вопросы уголовного дела и гражданского иска, избавляет потерпевшего и свидетелей от явки в суд сначала по уголовному, а затем по гражданскому делу.

В уголовном судопроизводстве гражданский иск освобожден от уплаты государственной пошлины. Для защиты своих интересов гражданский истец наделен широкими правами , о которых будет сказано ниже. Гражданский иск в уголовном деле может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия в суде первой инстанции ч.

Закон предоставляет прокурору право предъявления или поддержания предъявленного по делу гражданским истцом гражданского иска в интересах охраны прав отдельных граждан или в интересах государственных или общественных организаций ч.

Это предъявление гражданского иска в уголовном деле является правом лица, чьи интересы были нарушены преступлением, а когда речь идет о защите государственных интересов или прав граждан — обязанностью или правом прокурора.

Непредъявление гражданского иска может свидетельствовать о том, что потерпевший по каким-либо причинам отказался от него. В защиту интересов несовершеннолетних , а также лиц, признанных в установленном порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными, или лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы, гражданский иск может быть предъявлен их законными представителями.

Гражданский иск в уголовном судопроизводстве предъявляется к обвиняемому или иным лицам, несущим материальную ответственность за его действия. Совместное рассмотрение и разрешение гражданского иска и уголовного дела обусловлено тем, что точное установление размера вреда имеет не только гражданско-правовое, но и уголовно-правовое значение для правильной квалификации деяния, для решения вопроса о наличии или оботсутствии состава преступления и главного вопроса уголовного судопроизводства — о виновности лица.

В таких случаях установление вреда, нанесенного преступлением, становится неотъемлемой частью уголовного процесса. В силу ст. Это означает возложение обязанности доказывания характера и размера вреда, причиненного преступлением, на сторону обвинения.

Вместе с тем гражданский истец вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств ст. Подсудность гражданского иска определяется подсудностью уголовного дела, в котором он предъявлен ст. Гражданский истец вправе отказаться от предъявленного им гражданского иска в любой момент производства по уголовному делу, но до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

В этом случае до принятия данного отказа дознаватель, следователь , суд разъясняет гражданскому истцу последствия отказа от гражданского иска, что влечет за собой прекращение производства по иску п.

Решение по существу гражданского иска принимается судом по результатам судебного разбирательства в приговоре ст. При постановлении приговора суд решает, подлежит ли удовлетворению гражданский иск, в пользу кого и в каком размере.

Решение по гражданскому иску о возмещении имущественного вреда суд принимает после того, как он разрешит основные вопросы, относящиеся к обвинению и определению наказания.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ , по каждому предъявленному в уголовном деле гражданскому иску суд обязан принять процессуальное решение.

Исходя из положений ст. Основания, условия, объем, способ возмещения вреда определяются в соответствии с нормами гражданского, трудового и другого законодательства.

При разрешении гражданского иска о компенсации морального вреда суд в соответствии со ст. Статья 46 Конституции РФ гласит, что решения и действия бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. И только независимая судебная власть способна реально защитить права и свободы человека и гражданина.

Именно поэтому судебная защита выступает вершиной пирамиды общегосударственной функции защиты личности. А поскольку деятельность правоохранительных органов, как разновидность государственной деятельности, направлена на обеспечение охранительной функции государства, то защита прав, свобод человека и гражданина в угол овном судопроизводстве для всех его участников, ведущих судопроизводство, выступает как цель предназначение.

Именно такой смысл заложен в ст. Если реализация п. Поскольку общегосударственная функция судебной защиты призвана разрешать социальные конфликты, возникающие в правовой сфере жизни нашего общества субъект имеет право обратиться за защитой своих нарушенных прав к судебной власти.

Судебная власть осуществляется посредством правосудия, поэтому правосудие представляет собой тот вид государственной деятельности, который по Конституции РФ возложен на судебную власть ст. Таким образом, правосудие есть форма осуществления судебной власти, и представляет собой ее функцию.

Сущностью судебной власти является возможность принудительно-регулятивно воздействовать на поведение различных субъектов физических и юридических лиц, органов государственной власти и их должностных лиц.

Такое воздействие судебной власти проявляется не иначе как путем принятия обязательных к исполнению судебных решений, которые выносятся в рамках определенной законом гласной состязательной процедуры, призванной обеспечивать высший уровень правовых гарантий участниками судопроизводства. Судебная власть осуществляется не в произвольной, а в строго регламентированной законам процессуальной форме.

Особенностью уголовного судопроизводства является то, что оно охватывает властную деятельность не только суда, но и других органов: прокурора, руководителя бедственного органа, следователя, органа дознания, дознавателю и начальника подразделения дознания. С принятием УПК уголовно-процессуальная деятельность разделена на две части: досудебное производство и судебное производство.

Первая часть охватывает только два этапа уголовного процесса — возбуждение уголовного дела и предварительное расследование, вторая — судебное производство, включая все последующие этапы уголовного судопроизводства. Государственные органы, осуществляющие производство по уголовному делу в досудебном производстве, представляют собой органы исполнительной власти.

Если в ходе досудебного производства возникает правовой спор между обвинением и защитой, то необходимость его разрешения возложена именно на беспристрастный, независимый и объективный суд.

В судебном производстве суд разрешает самые разнообразные процессуальные вопросы, связанные с разрешением дела по существу. Все действия суда и есть сфера действия судебной власти. Судебная власть выступает как особая форма государственно-властных отношений в сфере уголовного судопроизводства.

В силу этого судебная власть необходима тогда, когда возникает правовой конфликт, требующий разрешения в судебном порядке. Судебная власть является главным механизмом защиты и восстановления нарушенных прав человека, гражданина. Укрепление судебной власти и совершенствование судопроизводства — это основные вехи на пути построения в нашей стране правового государства.

Основное внимание должно уделяться уголовному правосудию как безальтернативному механизму защиты основных прав и законных интересов гражданина в экстремальной ситуации преступного правонарушения. Исходя из положений уголовно-процессуального закона, центральное место в содержании судебной власти отводится деятельности суда по рассмотрению и разрешению уголовного дела по существу.

Наряду с этим в содержание судебной власти в уголовном процессе входит также и деятельность суда, осуществляющего судебный контроль в досудебном производстве. Существование судебного контроля как особого вида деятельности суда отрицать сегодня невозможно, ибо он развивается и расширяется. Не случайно в настоящее время вопрос о юридической природе судебного контроля широко обсуждается в науке.

Так, В. Участие суда в процессе производства предварительного расследования неслучайно: оно стало возможным сравнительно недавно, что говорит о возникновении новых форм уголовного судопроизводства наряду с такими традиционными формами, как рассмотрение и разрешение уголовных дел в стадии судебного разбирательства, а также в стадиях кассационном и надзорном производствах.

Многоступенчатость уголовного процесса позволяет сегодня обеспечивать контроль за законностью результатов уголовно-процессуальной деятельности на всех этапах судопроизводства.

Как происходит расследование уголовного дела?

международный уголовный процесс

You May Also Like

About the Author: Admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *