Земельно правовая ответственность за земельные правонарушения

земельно правовая ответственность за земельные правонарушения
В земельно-правовой сфере, ее называют специальной земельно-правовой ответственностью. Она представляет собой принудительное изъятие земельных участков у собственников земли и землепользователей за совершение ими определенных неправомерных действий или за бездействие, влекущее негативные последствия. Порядок и содержание этого вида ответственности установлена ст. ст. ,50, 51, 54 ЗК РФ, а также ст. ГК РФ.  Изъятие земельных участков у собственников за земельные правонарушения регулируется нормами ст. ГК РФ. Установлено, что принудительное изъятие земельного участка у собственника возможно в следующих случаях. Земельное правонарушение – это противоправное деяние, посягающее на земельный правопорядок и нарушающее нормы земельного законодательства. Конституция Российской Федерации (далее – РФ) (ст. 9) закрепляет необходимость правовой охраны земель: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов. Стоит отметить, что названный правовой институт является публичным, и результатом его работы не является только гражданско-правовая ответственность. ОглавлениеПризнаки и виды земельных правонарушенийВиды и особенности ответственности за земельные правонарушенияГражданско-правовая ответственность за нарушение земельного.

земельно правовая ответственность за земельные правонарушения
Дополнительная информация
земельно правовая ответственность за земельные правонарушения
Земельное правонарушение как основание земельно-правовой ответственности
земельно правовая ответственность за земельные правонарушения
Версия для слабовидящих. Регулирование правоотношений, касающихся пользования земель, осуществляется на основании земельного законодательства. Оно разрабатывается и принимается с целью правонарушенья потребностей государства и граждан в землепользовании, защите и рациональном законодательстве земли, ее недр и земельных ресурсов. Земельным кодексом РФ, принятым 25 октября г. Так, в ст. Виды ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель закреплены в главе. Они принимаются по правовая признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность и применяются на основании где получить кадастровый план на земельный участок нормативно-правового акта.
31 жилищный кодекс

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства

Реферат: Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства
земельно правовая ответственность за земельные правонарушения
Виды ответственности за нарушения земельного законодательства
земельно правовая ответственность за земельные правонарушения
земельно правовая ответственность за земельные правонарушения

Как правило, они должны быть отражены в инструкциях, положениях о функциях сотрудников. Применение к организации административного воздействия должно влечь дисциплинарную ответственность виновного работника в обязательном порядке.

Трудовым законодательством предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка:. Законодательством о дисциплинарной ответственности могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников иные виды дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарная ответственность в виде замечания, выговора или увольнения применяется работодателем за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Этот вид юридической ответственности наступает за невыполнение требований трудового индивидуального и коллективного договоров, норм экологического законодательства.

Земельно-правовая ответственность выражается в принудительном изъятии земельного участка прекращении права у собственников, землепользователей, землевладельцев за систематическое нарушение правил его использования.

Принудительное изъятие у собственника его земельного участка осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством.

Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного, иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение 3 лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Принудительное изъятие у землепользователей, землевладельцев земельного участка осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством. Земельный участок может быть изъят посредством принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного бессрочного пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком в случае его ненадлежащего использования.

Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного бессрочного пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом госвласти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок.

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган госвласти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду ненадлежащего использования в исполнительный орган госвласти или орган местного самоуправления.

Уполномоченный орган власти направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. Прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от возмещения причиненного вреда. Решение об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения используются для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:.

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи в том числе линейно-кабельных сооружений , нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями садами, виноградниками и др. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району городскому округу , могут быть в соответствии с законами субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

При несоблюдении указанного права сделка ничтожна. Аренда земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. В аренду могут быть переданы земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, в том числе участки, находящиеся в долевой собственности.

Срок аренды не может превышать 49 лет. Минимальный срок аренды устанавливается законом субъекта РФ в зависимости от разрешенного использования. Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Такие участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах конкурсах, аукционах. При этом переданный в аренду земельный участок может быть приобретен арендатором в собственность по рыночной стоимости или по цене, установленной законом субъекта РФ, по истечении 3 лет с момента заключения договора аренды.

Предоставление в аренду таких участков осуществляется, если имеется только одно заявление о передаче участков в аренду, при условии предварительного опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации.

Если заявлений два и более, то участки предоставляются на торгах. Наследование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Если наследником является лицо, которое в силу закона не вправе обладать таким участком, то для таких наследников устанавливается обязанность по отчуждению земельных участков.

Особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Если число участников долевой собственности превышает пять, правила ГК РФ применяются с учетом следующих особенностей. Без выделения земельного участка в счет земельной доли участник долевой собственности вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее указанным лицам или гражданину — члену крестьянского фермерского хозяйства, использующему земельный участок, находящийся в долевой собственности.

Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли. Если участник долевой собственности продает свою долю без выделения земельного участка другому участнику долевой собственности, сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского фермерского хозяйства, использующему участок, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется.

Для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества могут использоваться земельные участки в черте поселений и из земель сельскохозяйственного назначения.

Поэтому правовой режим земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, тесно связан с правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения. Особенностями правового режима земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества являются основания и порядок приобретения прав на земельные участки из земель поселений, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества.

Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений приусадебный земельный участок и земельный участок за чертой поселений полевой земельный участок.

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и или ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Оборот таких земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Для ведения садоводства и огородничества могут предоставляться в собственность земельные участки садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно. Граждане, которым предоставлены садовые, огородные или дачные земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки.

Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется. Оборот таких земельных участков регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.

Фермерские хозяйства в основном осуществляют свою деятельность, используя земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Поэтому правовой режим земель крестьянского фермерского хозяйства тесно связан с правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения. Особенностями правового режима земель крестьянского фермерского хозяйства являются основания и порядок приобретения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания крестьянского фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.

Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Граждане, заинтересованные в предоставлении им земельных участков, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующее заявление.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты плана земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых являются садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов РФ.

Потери сельскохозяйственного производства подлежат возмещению в трехмесячный срок после принятия решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию.

Потери сельскохозяйственного производства возмещаются в случаях, если земельные участки предоставляются в постоянное бессрочное пользование или передаются в собственность бесплатно.

В случаях продажи земельных участков или передачи их в аренду потери сельскохозяйственного производства включаются в стоимость земельных участков или учитываются при установлении арендной платы.

При расчете потерь сельскохозяйственного производства используются нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий, а также в зависимости от качества сельскохозяйственных угодий. Средства, поступающие в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства, зачисляются в соответствующий местный бюджет и могут направляться на финансирование мероприятий по охране земель, в том числе мероприятий по повышению плодородия почв, а при наличии положительного заключения экологической экспертизы проекта освоения новых земель на их освоение в соответствии с бюджетным законодательством.

При переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, или при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий возмещаются потери лесного хозяйства.

Потери лесного хозяйства возмещаются лицами, которым предоставляются земли лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, или при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий.

Порядок возмещения потерь лесного хозяйства утверждается Правительством РФ. Потери лесного хозяйства возмещаются посредством взимания платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществлением лесопользования, а также за перевод земель лесного фонда в земли иных категорий.

Размер платы за перевод земель определяется на основе соответствующих базовых размеров платы. При расчете размера платы за перевод земель применяются коэффициенты, учитывающие экологическую составляющую оценки земель лесного фонда в зависимости от группы лесов и категории лесов, а также социально-экономических условий в отдельных муниципальных районах субъекта РФ.

При расчете размера платы за перевод лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, применяются коэффициенты, учитывающие срок перевода. При продлении срока указанного перевода расчет размера платы производится исходя из первоначальных базовых размеров платы с учетом общего срока перевода за вычетом ранее внесенной платы.

Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Правовой режим земельных участков из земель поселений зависит от его принадлежности к определенной территориальной зоне. В составе земель поселений предусмотрены несколько территориальных зон. К ним относятся: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иные территориальные зоны.

Земельные участки, относятся к определенной территориальной зоне в соответствии с градостроительными регламентами. Градостроительный регламент устанавливается для каждой территориальной зоны правилами землепользования и застройки с учетом особенностей ее расположения и развития. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения.

Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам. Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными и иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.

Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного транспорта, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.

Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое и иное особо ценное значение. Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются с учетом требований охраны памятников истории и культуры.

Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах — земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В состав земель населенных пунктов входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков.

В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, эстетическое и иное особо ценное значение. Участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются с учетом требований охраны памятников истории и культуры.

Участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах — земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения. Участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Пригородные зоны. В состав таких зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений. В пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города.

Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и или эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Земли промышленности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются:.

В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ, являются федеральной собственностью.

Участки, из земель промышленности и иного специального назначения в соответствии ЗК РФ могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Правовой режим земель промышленности устанавливается с учетом интересов развития промышленных отраслей. Земли промышленности предназначены для размещения объектов промышленности.

Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и или эксплуатации объектов промышленности и права, на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Земельные участки из земель промышленности, если они не изъяты из оборота, могут предоставляться для осуществления деятельности в сфере промышленного производства. Изъятыми из оборота считаются земли промышленности, занятые находящимися в федеральной собственности объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также объектами в закрытых административно-территориальных образованиях.

В целях обеспечения деятельности организаций и или эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защит-ные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Земли промышленности подвержены негативному воздействию техногенного характера. Поэтому лица, использующие данные земли, обязаны выполнять требования по охране земель, рекультивацию, восстановление нарушенных земель, установленные ЗК и иным специальным законодательством. Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода. Конкретные условия использования земельных участков могут быть установлены законодательством об отдельных видах промышленности.

Например, Законом о недрах устанавливается порядок отвода и использования земельных участков в целях недропользования. Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется только при наличии предварительного согласия собственника земельного участка на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования.

Законом о недрах устанавливается также, что пользователь недр обязан обеспечить приведение земельных участков и других природных объектов в состояние, пригодное для их дальнейшего использования. Размеры земельных участков определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.

Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и или эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки:. Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгру-зочных площадок, сооружения прирельсовых складов за исключением складов горючесмазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения.

Для создания нормальных условий эксплуатации федеральных автомобильных дорог создаются придорожные полосы в виде прилегающих с обеих сторон к полосам отвода федеральных автомобильных дорог земельных участков с установлением особого режима их использования.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки:. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.

Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

В целях обеспечения связи кроме космической связи , радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:. Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, экспериментальные базы для отработки техники, центры подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами.

К отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах. К земельным отношениям применяются нормы законодательства о недрах, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством и законодательством о недрах.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

В других случаях использование недр осуществляется при наличии лицензии. Предоставление лицензии на пользование недрами осуществляется при наличии согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр.

Землями особо охраняемых территорий признаются земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Перечень особо охраняемых территорий не является исчерпывающим. Органами исполнительной власти могут устанавливаться и иные виды особо охраняемых земель. Законодательством предусмотрено, что земли особо охраняемых территорий могут быть трех видов: федерального, субъектов РФ и местного значения.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемыхтерриторий федерального значения, порядокиспользования и охраны земель, особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель, особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий земли, на которых находятся пригородные зеленые зоны, городские леса, городские парки, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.

Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия РФ, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным кодексом, федеральными законами.

Отдельным видам земель особо охраняемых территорий присущи специфические черты, что обусловливает их дифференцированный правовой режим. При этом землям особо охраняемых природных территорий присущи общие признаки. Общими признаками обладают все земельные участки: земельный участок является неотъемлемой частью природы; имеет важное экономическое и экологическое значение; обозначен в порядке землеустройства на местности.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

На землях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ.

В пределах таких земель изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности.

Земли государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им на праве постоянного бессрочного пользования. Участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.

В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей собственников , деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное бессрочное пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, собственников.

Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия земельных участков. Участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными памятниками природы, могут быть изъяты. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных.

Земли государственных заповедников находятся в федеральной собственности и предоставляются им на праве постоянного бессрочного пользования. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами.

Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами.

Положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством РФ. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ.

В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли национальных парков. На землях национальных парков, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории акватории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. Конкретный национальный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования.

На землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещаются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Земли национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им на праве постоянного бессрочного пользования. Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации.

В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное вредное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли природных парков. На землях природных парков, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ.

В пределах земель особо охраняемых природныхтерриторий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, территории акватории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Природные парки создаются в целях: сохранения природной среды, природных ландшафтов; создания условий для отдыха в том числе массового и сохранения рекреационных ресурсов; разработки и внедрения эффективных методов охраны природы и поддержания экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов рФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления.

Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Правительством РФ.

На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

С природными парками согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территориях природных парков и их охранных зон, а также проекты развития населенных пунктов.

Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное бессрочное пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заказников, памятников природы. На землях государственных природных заказников, памятников природы, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ.

В пределахземель особо охраняемых природныхтерриторий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. Государственными природными заказниками являются территории акватории , имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказников или причиняет вред природным комплексам.

Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев. Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов РФ.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Процессуальные отношения также преимущественно находятся за пределами земельного права. В земельном законодательстве данные отношения не регулируются совсем.

Однако имеются исключения. Юридическая ответственность за земельные правонарушения делится на виды по материальному признаку, который позволяет определить принадлежность того или иного вида ответственности к той или иной отрасли права.

Юридическая ответственность наступает при наличии условий, именуемых в праве юридическими и фактическими основаниями. Правонарушение является вторичной категорией по отношению к праву. Оно представляет собой один из результатов действия права, выражающееся в его несоблюдении. К земельным правонарушениям относятся также действия должностных лиц, связанные с неисполнением, ненадлежащим исполнением или нарушением возложенных на них полномочий и функций по управлению земельными правоотношениями.

Правовым основанием для привлечения к юридической ответственности является совершение правонарушения. Земельное правонарушение, как любое другое, включает в себя четыре элемента объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона , которые, в свою очередь, имеют сложное содержание.

Объектом земельного правонарушения является земельный правопорядок. В качестве конкретного объекта выступает земля, конкретный земельный участок, права и законные интересы собственников земли, землепользователей, арендаторов.

Субъектами земельных правонарушений могут выступать граждане, юридические лица, должностные лица независимо от формы собственности и подчиненности. В состав должностных лиц не входят руководители общественных объединений. Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, т.

Субъективная сторона также имеет обязательные и факультативные признаки. Обязательный признак — вина, которая может выступать в форме прямого умысла самовольный захват земельного участка и небрежности нерациональное использование земель. Факультативными признаками являются цель совершения деяния и мотивы, под влиянием которых совершено правонарушение.

При отсутствии в деянии лица, совершившего нарушение земельного законодательства, хотя бы одного из перечисленных элементов состава правонарушения, это лицо не подлежит юридической ответственности.

Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством. Теория земельного права считает возможным объединить земельные правонарушения в две группы: чисто земельные правонарушения и земельные правонарушения с экологической окраской. Так, аварийный разлив нефти из нефтепровода, вызвавший повреждение земель, является правонарушением, даже если в действиях правонарушителя не будут обнаружены признаки вины.

Для характеристики правонарушений применяется метод их классификации, которая проводится по различным признакам. В соответствии с данной классификацией выделяют уголовные преступления, административные и гражданско-правовые правонарушения, дисциплинарные проступки.

Земельные преступления определяются как уголовно наказуемые посягательства на земли как объект земельных правоотношений. В целях пресечения земельных правонарушений современное земельное законодательство наделило должностных лиц, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель, определенными правами — приостанавливать любое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых, эксплуатацию объектов, проведение работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель и если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу, либо получившим отрицательное заключение.

Кроме того, должностные лица органов государственного контроля за использованием и охраной земель составляют протоколы о нарушениях и направляют в соответствующие органы материалы для привлечения виновных лиц к ответственности и возмещению ущерба, причиненного ими в результате нарушения земельного законодательства.

Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства является одним из наиболее действенных правовых средств достижения разумного баланса имущественных интересов собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов и публичных интересов, состоящих в обеспечении рационального, эффективного и безопасного использования земель.

Общие принципы гражданско-правовой ответственности, закрепленные в гражданском законодательстве, определены с учетом функционального назначения данного правового института.

Гражданско-правовая ответственность выполняет компенсационно-восстановительную и охранительную функции. В сфере земельных правоотношений данные функции проявляются в обеспечении наиболее полного восстановления земельного участка компенсационная функция и защите нарушенных прав участников земельных отношений охранительная функция [6].

Сущностью правонарушения, как правило, выступает причиненный вред в виде убытков, причиненных субъектам земельных отношений, определение которых дано в ст. Причинителями вреда могут быть субъекты, связанные с владельцами земельных участков договорами арендаторы, временные пользователи и пр.

Тогда правонарушение выступает в виде договорной ответственности. В последнем случае оно выступает как внедоговорное правонарушение. Гражданское правонарушение, как правило, составляют следующие условия: противоправность действия, наличие вреда, причинная связь между противоправным действием и причиненными убытками и вина причинителя вреда.

В статье 62 ЗК РФ говорится об ответственности виновных лиц, однако возможна и безвинная ответственность, установленная гражданским законодательством по отношению к владельцам источников повышенной опасности. Основанием здесь служат нормы статей гл. Органам государственного контроля за правильным использованием и охраной земель необходимо различать правомерное причинение убытков и неправомерное, то есть вследствие нарушения земельного законодательства.

Для сторон, спорящих о размере возмещения убытков, различия могут заключаться в том, что при отсутствии нарушений законодательства, то есть в тех случаях, когда убытки причиняются правомерно, на основании решения компетентных государственных органов например, при изъятии земельного участка, при его резервировании или в силу заключенного договора могут быть отступления от общего правила полного возмещения убытков.

При неправомерном причинении убытков уменьшение объема их возмещения невозможно, так как в противном случае поощрялся бы правонарушитель, что, конечно, нелогично и несправедливо. Субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать ограничения в объеме возмещения убытков, например изменить содержание ст.

В законах, принимаемых субъектами РФ, в соответствующих статьях делаются отсылки к гражданскому законодательству РФ. И хотя вопросы земельного законодательства отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ, последние не вправе устанавливать ограничения, противоречащие федеральному законодательству.

По мнению автора, такая система является вполне логичной и обоснованной. Возмещение убытков является в соответствии со ст. Убытки, причиненные нарушением прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков, а также арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством [7].

На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, например восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств.

Убытки представляют собой прежде всего экономический материальный урон. В состав убытков входят реальный ущерб, то есть стоимость утраченного имущества и те затраты, которые лицо, чье право нарушено, понесло или должно будет понести для восстановления своего права п. К числу убытков также относятся неполученные доходы, которые при обычных условиях могли быть получены.

Такие доходы называют упущенной выгодой [8]. Убытки могут быть причинены в результате как правомерных например, в результате изъятия используемого для выращивания сельскохозяйственных культур земельного участка под строительство федеральной дороги , так и неправомерных действий например, уничтожение имущества путем поджога.

Кроме термина «убытки» при нанесении урона в законодательстве используется термин «вред». Обычно о причинении вреда говорят, когда урон наносится жизни и здоровью человека физический и моральный вред и окружающей природной среде экологический вред. Однако термин «вред» может быть использован в качестве общего для обозначения урона любого вида.

Именно в таком значении он применяется в гл. При причинении вреда возникают обязательства вследствие причинения вреда. Такие обязательства являются внедоговорными: они, как правило, возникают между лицами, не состоящими в договорных отношениях. Это является еще одним отличием вреда и убытков, которые причиняются друг другу сторонами в договорных отношениях.

Вред может быть причинен в результате действия или бездействия. Например, в результате загрязнения окружающей среды действие или при непринятии мер по предотвращению эрозии почв бездействие. Вред обычно причиняется в результате совершения противоправных действий.

Помимо противоправности деяния основаниями условиями для возмещения вреда служат: причинная связь между действием бездействием и наступившим результатом вредом , а также вина причинителя.

При определении размера возмещения убытков применяется общее правило: размер вреда устанавливается по ценам, существовавшим на момент возмещения вреда ст.

Положения гражданского законодательства о возмещении вреда находят свое отражение в земельном законодательстве. Согласно ст. Статья 76 ЗК РФ предусматривает, что юридические лица и граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Следует отметить, что Земельный кодекс РФ в двух разных статьях 62 и 76 регулирует один и тот же вопрос: возмещения убытков и возмещения вреда, рассматривая эти понятия как различные.

Между тем традиционно в гражданском праве считается, что термин «ущерб» является синонимом термина «вред». С понятиями «вред» и «ущерб» соприкасается понятие «убыток».

Убыток — это денежная оценка имущественного вреда. Что касается гражданско-правовой имущественной ответственности за земельные правонарушения, то в ст. Гражданским кодексом РФ в составе субъектов гражданско-правовых отношений указываются не только граждане и юридические лица, но и РФ, субъекты РФ и муниципальные образования, которые Земельным кодексом РФ не включены в состав юридических лиц.

В подтверждение этого приведем следующие доводы. В соответствии со ст. Эти случаи определяются как правомерно причиняемый ущерб.

Однако ущерб может причиняться не только правомерным изъятием, но и неправомерными государственными актами либо действиями должностных лиц государства и органов местного самоуправления.

И в этих случаях государство и его органы выступают субъектами земельных правонарушений. Гражданско-правовая форма юридической ответственности за нарушение правового режима земельных участков применяется как самостоятельная форма юридической ответственности.

Но когда гражданское правонарушение сопряжено с административным или дисциплинарным проступком или с уголовным преступлением, лицо, совершившее данное противоправное деяние, привлекается к дисциплинарной, материальной, административной, уголовной ответственности. Многие правоведы различают также земельно-правовую ответственность, выражающуюся в принудительном прекращении прав на земельный участок.

Земельно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства выражается в принудительном прекращении прав на земельный участок собственника, владельца, пользователя, арендатора за совершение нарушений земельного законодательства, предусмотренных законом, путем его безвозмездного изъятия.

В науке вопрос о самостоятельности земельно-правовой ответственности остается спорным. Земельно-правовая ответственность самостоятельна, поскольку меры земельно-правовой ответственности наступают за нарушение земельного правопорядка, охраняемого нормами земельного права; содержание и порядок применения этих мер устанавливается земельным законодательством; они имеют принудительный характер, отличаются от мер иных видов юридической ответственности.

Основанием для применения мер земельно-правовой ответственности является нарушение земельного законодательства. Все изложенное подтверждает самостоятельный характер земельно-правовой ответственности.

В Земельном кодексе РФ присутствуют нормы, посвященные правовой специфике прекращения и ограничения прав на землю. В частности, ст. Нарушение земельного законодательства может быть совершено должностным лицом при выполнении им служебных обязанностей.

Имеются ввиду случаи, когда нормы трудовой дисциплины работника одновременно являются и нормами земельного законодательства, а нарушение их одновременно является и нарушением трудовой дисциплины. В таких случаях принимаются меры дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность регулируется нормами трудового законодательства.

Предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу и, как крайняя мера, — увольнение с работы. Взыскание налагается путем объявления в приказе администрацией того предприятия, где работает данное должностное лицо.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения и шести месяцев со дня его совершения. В тех случаях, когда дисциплинарный проступок сопряжен с нанесением материального ущерба, к работнику одновременно может быть применена и материальная ответственность.

Материальная гражданско-правовая ответственность — особый вид юридической ответственности, связанный с необходимостью возмещения материального вреда, как следствия правонарушения.

Все случаи возникновения материального вреда можно разделить на две группы:. К неправомерным действиям, не являющимся сделками с землей, относятся такие земельные правонарушения как уничтожение плодородного слоя почвы, захламление, загрязнение вредными и радиоактивными отходами производства, заражение бактериальными и карантинными организмами и болезнями, невыполнение субъектами мероприятий по борьбе с эрозией почв, по охране и улучшению земель, проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на качественное состояние земель.

Ущерб выражается в прямом ухудшении или уменьшении производительных качеств земли или иных, непосредственно и прочно связанных с ней объектов уничтожение или уменьшение плодородия почв, уничтожение посевов, многолетних насаждений, повреждение или уничтожение строений и т.

Согласно земельному законодательству лица, виновные в совершении правонарушений, повлекших за собой возникновение ущерба, обязаны возместить его в полном объеме, включая упущенную выгоду.

Характер возмещения определяется конкретными обстоятельствами или договоренностью сторон: приведение поврежденных участков в состояние пригодное для использования по целевому назначению, восстановление нарушенных строений, денежная компенсация или иные виды возмещения.

При определении конкретных размеров ущерба следует руководствоваться нормами гражданского законодательства с учетом норм земельного и иного специального законодательства, а также с учетом конкретных обстоятельств совершения правонарушения.

Земельные правонарушения могут выражаться в виде неправомерных сделок, совершенных с нарушением требований законодательства.

Такие сделки считаются недействительными [11]. Признаки недействительности сделок с имуществом в том числе и с землей установлены гражданским законодательством ст. В земельных отношениях могут иметь место любые из означенных в.

Признаки недействительности сделок с землей тоже имеют общий характер сделки, совершенные не в соответствии с требованиями закона; сделки, совершенные под влиянием обмана, угроз, насилия и т.

Порядок материальной ответственности лиц, виновных в совершении недействительных сделок с землей, также регулируется нормами гражданского законодательства.

Основные положения этого порядка заключаются в следующем:. Административная ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель. Меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены ст.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законы субъектов Федерации об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность ст. Административно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства применяется в форме административного штрафа, налагаемого на правонарушителя граждан, юридических лиц, должностных лиц независимо от формы собственности и подчиненности в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря г.

N ФЗ, вступившего в силу с 1 июля г. Кодекс РФ об административных правонарушениях ввел специальные нормы об административной ответственности за земельные правонарушения.

Из них наиболее распространенными являются следующие. Порча земель ст. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя; п. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Содержание данного правонарушения предполагает приведение земель в такое состояние, когда они не могут быть эффективно использованы в соответствии с целевым назначением вследствие технологически направленной эксплуатации. Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению ст.

Состав административного правонарушения в этом случае включает в себя невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, изыскательных и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей.

Использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв ст. Содержанием данного правонарушения является использование земель не по целевому назначению, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

КоАП от 30 декабря г РФ впервые включает нормы, устанавливающие административную ответственность за:. Содержание данного правонарушения предусматривает ответственность за:. Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение земельного законодательства в области мелиорации земель не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

А за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды — по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении вышеназванные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Таким образом, административно-правовая охрана земель представляет собой установление и соблюдение норм и правил рационального их использования.

Закрепленный в земельном законодательстве порядок использования земель преследует задачу обеспечить сохранение, восстановление и улучшение земельных ресурсов. В содержание правовой охраны земель включаются правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения сохранения и повышения плодородия почв, предотвращения их истощения, загрязнения, разрушения и т.

Закрепленный порядок в Кодексе РФ об административных правонарушениях представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим и юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов земельного права на землю, а также к лицам, которые, не являясь правообладателями земельных участков, нарушили земельное законодательство.

При совершении нарушения земельного законодательства, являющегося общественно опасным, к виновным применяется уголовная ответственность. Эта ответственность наступает только за уголовно наказуемые действия или бездействие, которые признаются таковыми в Уголовном кодексе РФ от 13 июня г.

N ФЗ с изм. Субъекты РФ не вправе устанавливать уголовные наказания, так как эти вопросы отнесены ст. Следовательно, к уголовной ответственности лицо может быть привлечено лишь в том случае, если за нарушения земельного и иного законодательства предусмотрена такая ответственность в УК РФ.

Реализация закрепленного в ст. В этих условиях возрастает роль государственного регулирования отношений частной земельной собственности с тем, чтобы обеспечить рациональное использование земель и их охрану, а также создание условий для защиты права собственности на землю. Таким образом, в целях обеспечения законности деятельности государственного аппарата в сфере оборота земли как объекта собственности и одновременно ценнейшего национального достояния в ст.

Общественная опасность рассматриваемого преступления состоит в том, что его совершение способствует необоснованному сосредоточению земельной собственности в руках узкого круга лиц, ведет к нерациональному использованию ценных сельскохозяйственных угодий, а также к возможному нарушению законных прав и интересов собственников и иных владельцев земельных участков.

Кроме того, в результате совершения данного преступления при занижении размеров платы за землю причиняется вред финансовым интересам государства [13].

В статье предусматривается три самостоятельных состава преступления, имеющих общие признаки, но различающихся по объективной стороне. Общими признаками составов преступления являются: их совершение должностным лицом, то есть наличие специального субъекта; прямой умысел, корыстная или иная личная заинтересованность; использование своего служебного положения.

Преступления, предусмотренные данными составами, не требуют наступления последствий и являются оконченными при совершении действий. Обязательным признаком субъективной стороны преступления является мотив, определенный в ст. Корыстная заинтересованность выражается в стремлении субъекта получить в результате совершения указанных в ст.

Если же должностное лицо за полученное им незаконное вознаграждение регистрирует незаконную сделку с землей, или искажает учетные данные Государственного земельного кадастра, или занижает размер платежа за землю, то оно подлежит уголовной ответственности по правилам о совокупности преступлений — по ст.

Иная личная заинтересованность выражается в желании субъекта извлечь из данного деяния выгоду неимущественного характера, например, создать себе условия для продвижения по службе, получить взаимную услугу и т. Субъектом преступления может быть только должностное лицо.

С учетом форм деяний круг должностных лиц, ответственных за рассматриваемое преступление, различен. Им может быть должностное лицо:. Объективную сторону преступления, во-первых, образует регистрация незаконных сделок с землей, то есть совершение действий, предусмотренных законами для придания сделке с землей должного юридического значения без надлежащих к этому оснований.

Сделка признается заведомо незаконной в тех случаях, когда она ничтожна, то есть, недействительна по основаниям, установленным ГК РФ независимо от признания ее таковой судом ст.

Оспоримые сделки, являющиеся недействительными в силу признания их таковыми судом, также могут быть заведомо незаконными. Примерами преступления в данном случае может быть регистрация сделки купли-продажи земли, когда известно о наличии земельных споров по продаваемому земельному участку или иных установленных законодательством причин, препятствующих заключению сделки и т.

Так, 4 февраля года Омским областным судом вынесен приговор по уголовному делу по обвинению первого заместителя начальника учреждения юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Юрия Широкова. Органами предварительного следствия Широков обвинялся в получении взятки за проведение регистрации, в том числе и регистрации незаконной сделки с землей.

Несмотря на очевидность совершенного преступления, наличие документов, подтверждающих незаконность проведенной регистрации, наличие видеозаписи, где зафиксирован непосредственно момент передачи денег Широкову, последний вину не признал, утверждая, что регистрация проведена правильно, и что записана передача «других» денег.

Обвинение предложило суду назначить Широкову — 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима с лишением права занимать государственные должности в органах власти и управления и в правоохранительных органах.

Несмотря на совокупность доказательств виновности указанного лица по всем эпизодам обвинения, суд признал доказанным только эпизод непосредственного получения взятки в сумме рублей за регистрацию незаконной сделки с землей и назначил наказание Широкову Ю. Такой приговор нисколько не помогает достижению целей уголовного наказания, которое согласно ч.

Объективную сторону преступления образует также искажение учетных данных Государственного земельного кадастра. Порядок осуществления учета использования земель определяется Федеральным законом от 2 января г.

Согласно данному Закону Государственный земельный кадастр — это систематизированный свод документируемых сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель, сведений о территориальных зонах и наличия на земельных участках прочно связанных с ними объектов.

Искажение учетных данных Государственного земельного кадастра может выражаться в занижении или завышении сведений о наличии сельхозугодий, о распределении их по видам и землепользователям. То есть искажение указанных данных состоит в подготовке и внесении неверных фактических и оценочных данных в учетные документы.

Наконец, объективная сторона преступления характеризуется совершением такого действия, как занижение размеров платежей за землю, которое выражается в уменьшении предусмотренных указанными нормативными актами ставок земельного налога, арендной платы или нормативной цены земли.

Объективная сторона такого состава преступления состоит в понижении ставок и установлении льгот отдельным плательщикам должностным лицом местного органа государственной власти, являющегося субъектом преступления, из корыстной или иной личной заинтересованности.

Необходимо заметить, что поскольку субъект рассмотренного преступления специальный, то иные граждане либо руководители юридических лиц не будут нести уголовную ответственность за уклонение от государственной регистрации земельных сделок, обязательность которой предусмотрена ст. Не меньшую общественную опасность представляет также совершение незаконных сделок с землей.

Примерами могут служить продажа хозяйствующим субъектам под строительство кафе, торговых точек, цехов земель сельскохозяйственного назначения; совершение незаконной сделки с землей путем фальсификации документов, необходимых для купли-продажи земельного участка и др.

Незаконные земельные сделки могут заключаться также для придания законного характера владению земельным участком, полученным преступным путем. Общий ущерб от таких сделок с учетом невозмещения сельскохозяйственных потерь, порчи почвы, предоставления площадей без проведения аукционных торгов и других обстоятельств нередко составляет миллионы рублей.

Представляется, что отсутствие уголовной ответственности граждан за вышеперечисленные деяния является существенным упущением законодателя, поскольку в современных условиях земля является объектом многочисленных преступных махинаций не только должностных лиц, но и простых граждан.

В связи с вышесказанным предлагается установить также уголовную ответственность за совершение незаконных сделок с землей, уклонение от государственной регистрации земельных сделок, а равно и умышленное занижение размеров платежей за землю, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

УК РФ устанавливает в гл.

Привлечение к административной ответственности за нарушение правил содержания

договор ренты на земельный участок с домом

You May Also Like

About the Author: Admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *